Народная драма ансамбля «Стёжки» покоряет новые вершины

Люди

В День работника культуры, 25 марта, были озвучены итоги конкурса, проводимого в сфере культуры и искусства на Премию губернатора Тверской области. В номинации «За развитие и сохранение народного творчества» дипломом лауреата II степени награжден творческий коллектив «Стежки» в лице Евгения Германовича Воликова, руководителя фольклорного ансамбля-студии «Стёжки» Охватского филиала РЦКД Пеновского района и Елены Викторовны Сахаровой, художественного руководителя Охватского филиала РЦКД Пеновского района.


 

Премия губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства присуждается за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, программы, проекты, культурные акции, получившие широкое общественное признание, внесшие значительный вклад в культурную жизнь Тверской области. Творческий отбор номинантов осуществляется Комитетом культуры по представлению органов законодательной и исполнительной власти Тверской области, представительных органов местного самоуправления, учреждений культуры и искусства, отделений творческих союзов, общественных организаций Тверской области.

От Пеновского района кандидатуру выдвигал отдел по делам молодежи, культуры и спорта. Его руководителем была проделана большая работа по сбору необходимой информации о коллективе ансамбля, его выступлениях и полученных ранее наградах, анализ полученных данных, обоснования заявки и подготовка всей необходимой документации по утвержденным формам. И ничего бы не вышло, если бы не отзывчивость «Стёжек», их оперативность и собранность. Налаженное за годы совместной работы взаимодействие и взаимопонимание сыграло весомую роль в победе пеновского коллектива. Фольклорный ансамбль-студия «Стёжки» удостоились заслуженной награды за свою народную драму «Лодка». Для них театр, точнее даже народная драма, стала еще одним направлением в занятиях. После казачьего хора и оркестра народных инструментов она позволила раскрыть не только музыкальные, но и артистические таланты участников ансамбля. Вполне логичным «Стёжкам» представлялось взяться за какую-нибудь известную пьесу, хорошо изученную и не раз сыгранную другими коллективами.

Однако, после внимательного прочтения тома «Народный театр» пятнадцатитомной «Библиотеки русского фольклора» Елена и Евгений выбрали «Лодку». Они решили не копировать, подобно иным фольклористам, тексты и сценографию позапрошлого века, а, опираясь на традицию, создать свой, современный, вариант представления. И в результате трехнедельного мозгового штурма характер «Лодки» переменился с романтико-героического на социально-сатирический, появились новые узнаваемые персонажи-типажи из сегодняшней жизни, новые сюжетные линии и повороты. В пьесе использован весь накопленный ансамблем творческий опыт.

В неё включены песни, наигрыши на народных инструментах, танцы, куплеты и частушки собственного сочинения. Каждый участник сумел вжиться в роль, своим природным дарованием создав внешность, пластику, речь и характер своего персонажа. Когда началось распределение ролей, подбор реквизита, создание костюмов, добавление характерных движений и реплик, все, от мала до велика, с азартом включились в работу. И чтобы подогреть этот интерес, руководители ансамбля заранее договорились о премьере и назначили её дату. Сегодня, как и в прежние времена, особенности строения сюжета и образов героев «Лодки» связаны со спецификой народного представления. Оно не требует сцены, занавеса, кулис, бутафории и специально подготовленного реквизита – непременных компонентов профессионального театра. Ярчайшая черта народного театра – условность времени и пространства. Былинная история может разворачиваться в доме, сельском клубе или на площади среди народа. Перерывов в представлении нет.

Оно требует активного сотворчества зрителей, которые вовлекаются в действие, отвечая на вопросы актеров. Не участвующие в сцене актеры стоят тут же, по мере надобности выходя вперед и представляясь публике. Всё происходит без словесных пауз и промедления, действие развертывается динамично, с лихорадочной быстротой. Народный театр – это всегда вдохновенная игра жизненных сил, смелый и дерзкий выход из будничных норм, это величание под аккомпанемент хохота, мудрость под видом дурачества, игра, ставшая на время самой жизнью. Ушло в прошлое магическое назначение обрядовых действ, духи лесов и полей давно забыты, но искры народных празднеств в их старинном виде вспыхивают то тут, то там. Богат русский фольклор, и радуясь его богатству, мы порой бываем невнимательны к тому, что может вот-вот уйти, забыться. Поэтому драгоценно даже то немногое, что удается сохранить.

Благодаря «Лодке» в интерпретации ансамбля-студии «Стёжки» публика имеет уникальную возможность приобщиться к такому старинному, почти забытому пласту русской культуры, как народный театр. Несмотря на большое число театральных коллективов, ни один из них не отважился на решение подобной задачи. Ведь для того, чтобы сохранить традиционность жанра, необходима опора на подлинный материал, глубокие знания и прочные навыки в народной речи, пении, инструментальной музыке, обрядах, одежде, пословицах и поговорках и многих других аспектах русского устного творчества – фольклора.

Зрители слышат подлинное старинное пение в сопровождении народных музыкальных инструментов (гармонь, балалайка, гудок, калюки, гусли, коса, бубен и др.), таким, каким оно было сто и более лет назад. Эти песни, от которых замирает дыхание и мурашки бегут по телу, вырывают души зрителей не только из мельтешения сценического действа, но и из повседневной суеты собственной жизни, делая всё суетное мелким, смешным и нестрашным. Диалоги главных персонажей – Атамана и Есаула – с тщательно выверенными долями юмора и иронии постепенно всё туже и туже закручивают смысловую пружину постановки, сшивают разворачивающиеся перед зрителями сцены в единое крепкое полотно целостного сказания, и в тоже время – яркой картины современности, о нашей жизни здесь и сейчас, которую зритель, вздрогнув, узнаёт, и которая так явно просвечивает за бутафорскими нарядами и скоморошеством артистов.

Все эпизоды пьесы, поданные со жгучей смесью сатиры и юмора «на грани фола», несут свой особый взгляд на болевые точки современности, они узнаваемы, понятны, порой горьки и болезненны. Это похоже на искусство скоморохов, существовавшее когда-то на Руси, ещё до появления театра в западном виде и понимании, и запрещённое царским указом. Видимо, нешуточное влияние оказывали скоморохи на души людей! За свою работу, за огромный вклад в развитие и сохранение народного творчества фольклорному ансамблю-студии «Стёжки» вручены денежное вознаграждение и почетный диплом второй степени. Коллектив в дальнейшем будет продолжать принимать участие в мероприятиях, проводимых в Тверской области и за ее пределами и, несомненно, добиваться всё новых и новых высот творчества.

Анастасия ГРИДНЕВА,

фото с сайта andreapol.tverlib.ru