Круги ада ОСАГО

Подробности

Без полиса автострахования водитель не имеет права использовать свое транспортное средство. В противном случае ему грозит штраф от 500 до 800 рублей. Есть информация, что уже летом этого года он будет увеличен до 5000 рублей, а стоимость полиса ОСАГО поднимется в два раза.

Купи ОСАГО и езди спокойно

Любой законопослушный водитель вам скажет, что, в общем-то, себе дороже каждый раз, когда остановит инспектор ДПС, выдумывать причины отсутствия полиса и платить штраф, чем оформить «автогражданку» и ездить спокойно. Ещё дороже при отсутствии страховки обойдётся ремонт авто, если, не дай Бог, попадёте в ДТП, – без полиса полученный ущерб автовладельцу никто не возместит, все свои убытки он понесёт сам. Но дело даже не в том.

Заключение договора страхования автогражданской ответственности – обязанность каждого автовладельца, которую никто не отменял.

Но в нашем случае дело не в желании или его отсутствии оформлять полис ОСАГО. Дело в самих страховых компаниях. Сегодня они диктуют страхователям такие условия, что порою даже при большом желании оформить полис ОСАГО человек сталкивается с такими искусственно созданными страховщиками препонами, что не просто сходит на нет изначальный энтузиазм, а теряется масса времени и сил только на то, чтобы этот полис оформить.

В добровольно- принудительном порядке

Автомобиль в нашей стране, даже старенький и изношенный, по-прежнему остаётся не средством передвижения, а роскошью для достаточно многочисленной категории граждан. Железная лошадка, пусть и изрядно потрёпанная временем и дорогами, очень выручает и пенсионеров, проживающих в деревнях, куда автобус ходит, хорошо, если дважды в неделю, а то и один рейс – не редкость. Выручает и рабочий люд, чей доход на одну душу в семье не превышает прожиточный минимум (вовсе не потому, что мозгов не хватает зарабатывать, а потому что работы высокооплачиваемой нет в данной местности).

Страховка для этих автомобилистов – дело недешёвое и бьёт по карману внушительно. Страховые компании в свою очередь «добивают».

Для начала они навязывают дополнительные страховки. В общем-то, допстраховка – дело добровольное и в договоре это отражено. Но на практике – принудительное. И выбора человеку не оставляют. Обратившись за оформлением ОСАГО в разные страховые компании, действующие в ближайшей доступности, везде получила типичный ответ: в стоимость страховых действий компании входит непосредственно автогражданка и полис-защита, а также при необходимости диагностическая карта техосмотра. На вопрос, нельзя ли обойдись без «защиты», ответ один: нет, поскольку программа, в которой оформляется ОСАГО, работает так, что без дополнительного полиса блокирует заключение договора ОСАГО. Причём, касается это только физических лиц. При оформлении ОСАГО для автомобиля той или иной организации, то есть для лиц юридических, полис-защита не навязывается.

Вы можете отказаться от «защиты», но в той компании, куда обратились, ОСАГО вам уже не оформят, а предложат поискать другого страховщика.

Да, получить обратно переплаченную за допстраховку сумму всё же можно. И это условие прописано в договоре, который вы подписываете вместе с остальными документами в страховой компании. Если оформляли полис в пеновских филиалах страховых компаний, то за возвратом придется ехать в Осташков, в «головной» офис.

С января этого года отказаться от дополнительной страховки можно в течение 14 календарных дней (а не пяти рабочих, как было). Чем раньше в этот период напишете заявление об отказе, тем целее будут ваши деньги: размер возвращаемой суммы пропорционален сроку, в течение которого действовало страхование, то есть отсчитывается от даты заключения договора до дня его расторжения при условии отсутствия страхового случая.

В нашем случае, овчинка выделки не стоит (при том, что делать это надо в рабочий день, да и на бензин потратишь больше).

Не мы выбираем – нас выбирают

Ещё одно искусственно созданное препятствие – невозможность поменять страховую компанию. При том, что любой гражданин, по закону, имеет право выбора. На деле права этого автовладелец лишен.

Так, если вы в предыдущие годы получали ОСАГО в ВСК, то в Росгосстрахе вас не примут, а предложат продолжить страховаться там, откуда пришли. Если получали в Росгосстрахе, то, придя в ВСК, аналогично будете отправлены обратно в Росгосстрах. И снова будет виновата программа, которая блокирует заключение договора с «чужими».

При том, что в базе данных прежней страховой компании все ваши данные сохранены.

Послали на «три буквы»

Так, придя в филиал Росгосстраха, где оформляла ОСАГО с 2012 по 2015 годы, за полисом, ушла ни с чем – мне посоветовали обратиться в ВСК, где в прошлом году я получала «старый» полис, срок действия которого теперь истёк.

Неужели страховой компании не нужны новые клиенты, кроме тех, кого она уже набрала?

Рядовые страховщики говорят, что, конечно же, нужны, ведь их доход напрямую зависит от количества застрахованных. Но они всего лишь исполнители решений, принятых «верховным руководством», понять логику которых простым смертным, видимо, не дано.

Хождения в онлайн-систему

Тщетно помыкавшись по страховым компаниям в поисках той, которой не нужно будет переплачивать целую тысячу за добровольно-принудительную и абсолютно не нужную мне страховку (думаю, что для большинства пеновских семей это значимая сумма), и раз уж дело пошло на принцип, решила попробовать оформить электронный полис ОСАГО. Особого труда это не составило, супер интеллектуальных возможностей от человека не требуется.

Наоборот, есть одно важное преимущество: можно обойтись без допстраховок.

Сам полис после оплаты его стоимости предлагают либо выслать по почте на бланке строгой отчетности (клиент оплачивает почтовые расходы), либо вы можете распечатать его сами на обычном листе бумаге и бесплатно – законной силы полис при этом и при том, что печать на нем не предусмотрена, не потеряет. Выполнив пошаговую инструкцию по оформлению «автогражданки» на сайте компании, в которой страховалась раньше, и оплатив стоимость страховки, получила на свою электронную почту полис ОСАГО.

Эксперимента ради попробовала оформить онлайн-полис в другой страховой компании. На определенном этапе, а именно, когда прошла проверка прикрепленных скан-документов, мне предложили перейти на сайт РСА (Российский союз автостраховщиков), который в свою очередь перенаправил оформление полиса в «мою старую, добрую» страховую компанию (т.е. ВСК).

Нет приёма против лома

Из многочисленных отзывов по данной теме найти положительные – большая удача. В основном, люди говорят о множестве недоработок сайта, на котором пытались оформить полис онлайн, о том, как «тянут резину» страховщики, не высылая уже оплаченный полис, как все равно стараются навязать дополнительные страховки. О том, что страховщики совсем не дорожат репутацией своей компании, порой грубо общаясь с клиентами (с чем и столкнулась в одном из осташковских филиалов ВСК). Электронные обращения РСА принимает только те, которые касаются страховых случаев, другие жалобы и в частности, на действия страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО, не рассматриваются.

Вывод напрашивается один: против нынешней системы страхования рядовые водители фактически беззащитны. И это остается большим вопросом к правоохранительным органам. Ведь далеко не все автовладельцы, особенно на селе, имеют хотя бы компьютер, не говоря уже о доступе в интернет, чтобы оформить полис ОСАГО самостоятельно.

Тем не менее, если есть желание, силы и время – можно и побороться. И хотя шансы победить невелики, а денег на борьбу может быть израсходовано больше, чем на покорное оформление «автогражданки» с «допником», согреет душу хотя бы моральное удовлетворение от осознания, что вы все-таки пытались эту систему переломить. Ну а деньги… Можно отнестись к их потере философски и воспринять, как должное: кто-то теряет, а кто-то находит…

Водителям желаю безаварийной езды, чтобы добровольно-принудительные защитные полисы вам никогда не пригодились.

Валентина НИКАНОРОВА